Подвижные игры – источник радости и воспитания
Подвижные игры являются неотъемлемой частью жизни ребенка, наполняя ее яркими эмоциями и неся в себе мощный воспитательный потенциал. Программа «Если хочешь быть здоров» предлагает учащимся уникальный опыт, способствующий формированию общеучебных умений и навыков.
Поскольку игра представляет собой основной вид деятельности младшего школьника, основы здорового образа жизни усваиваются и воспитываются именно через нее. Подвижные игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, а также способствуют формированию навыков общения и познанию этических норм. Они не только разнообразны и увлекательны, но и имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического и семейного воспитания.
Цель данной программы – духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня физической подготовленности.
Игра как средство воспитания здорового образа жизни
Развитие подвижных игр в воспитательных целях тесно связано с образом жизни людей. В них находят отражение особенности психического склада народностей, идеология, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают особый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребенка
Игры предшествуют трудовой деятельности, и ребенок начинает играть еще до того, как научится выполнять простейшие трудовые процессы. Игровая деятельность не является врожденной способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками к ней служат рефлексы, а двигательная игровая активность возникает условно-рефлекторным путем, тесно взаимодействуя с первой и второй сигнальными системами. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром, и особое значение здесь имеет организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр
Правильно организованные подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата и мышечной системы, а также на формирование правильной осанки детей. Особое значение имеют игры, которые вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
## Преподаватели
Марина Ивановна Бережная – учитель физической культуры высшей квалификационной категории, чей опыт и знания являются основой для реализации данной программы.
## Содержание программы
### 1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия)
Значение здорового образа жизни. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
### 2. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия)
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
### 3. Подвижные игры с мячом
Эстафеты с использованием спортивного инвентаря и оборудования, такого как мячи, скакалки, обручи и кегли, способствуют развитию быстроты реакции и ловкости. Например, игра «Охотники и утки» учит быстро перемещаться по площадке, а «Вышибалы» развивает навыки ловли и передачи мяча, а также метания по движущейся цели.
### 4. Занимательные игры
Игры, направленные на развитие внимания, такие как «Воробьи – вороны», «Третий лишний», «Лиса и зайцы», «Попади мячом», «Запрещенное движение», «Огонек», «Манеж» и «Шумелка», помогают сосредоточиться и улучшают концентрацию.
Игры на координацию движений, такие как «Вышибалы», «Охотники и утки», «Игра с мячом», «Гонки крокодилов», «Вьюны», «Домашние хлопоты», «5+5» и «Ловушка», способствуют улучшению баланса и плавности движений.
Игры, направленные на развитие ловкости, такие как «Попади в мишень», «Зевака», «Квач», «Падающая палка», «Гуси», «Горелка», «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки», «Хвостики», «Паровозики», «Часы пробили...» и «Весёлая скакалка», помогают развивать быстроту реакции и гибкость.
## ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы — сформировать у младших школьников 1 классов мотивацию к сохранению и приумножению здоровья через подвижные игры.
## РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
- **Высокий уровень мотивации** здорового образа жизни.
- **Укрепление здоровья** и повышение физической подготовленности и выносливости.
- **Формирование двигательных действий** с мячом.
- **Соблюдение дисциплины** и правил безопасного поведения в местах проведения спортивных игр и занятий спортом.
- **Самостоятельная организация** и проведение подвижных и спортивных игр в малых группах сверстников.
- **Соблюдение норм общения** и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в процессе подвижных игр и занятий спортом.
- **Владение двигательными действиями** в рамках подвижных игр, что позволяет проявлять самостоятельность в принятии решений в игровой деятельности.
## СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ
Оценка результатов осуществляется через мониторинг образовательной среды (анкетирование детей и родителей), массовые мероприятия, соревнования, конкурсы, праздники, тестирование, а также обобщающие и закрепляющие занятия.
## ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» предназначена для обучающихся 1 классов. Она реализуется через двигательную деятельность общеразвивающей направленности, которая способствует не только совершенствованию физических качеств, но и активному развитию сознания, мышления и творческой самостоятельности.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице или в спортивном зале после всех уроков основного расписания.
Работа в 1 классе строится на доступном для младших школьников уровне, преимущественно в виде:
- подвижных игр,
- народных оздоровительных игр,
- спортивных соревнований.